Первая советская атомная подлодка. История создания
Альтхаус издает эту книгу в год своего 15-летия. Все это время мы внедряем инновации, реализуем новые проекты и создаем новых лидеров для сильной страны. Мы верим, что история создания первой советской атомной подводной лодки станет источником вдохновения и гордости для наших партнеров, клиентов, сотрудников компании. Для нас она стала подтверждением того, что самые невероятные свершения и феноменальные результаты ― это итог сложного, порой героического пути и большой командной работы.
Проект 627
Атомный проект СССР был нацелен на создание отечественного ядерного оружия. При этом он заложил базу ― научную, исследовательскую и промышленную ― для атомной энергетики, новой для страны отрасли народного хозяйства. Вклад ученых и инженеров придал импульс развитию многих смежных отраслей и экономики страны в целом.
В августе 1945 года США подвергли атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки. Так была открыто продемонстрирована всему миру разрушительная мощь нового ядерного оружия.
Однако бомбардировщики слишком заметны, что делает их применение довольно рискованным. США были заинтересованы в разработке иных средств доставки ядерного груза. Альтернативой могла стать подводная лодка, которая, не всплывая и не привлекая внимания, могла подойти к берегу противника и нанести удар. Существующие дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) не отвечали заданным требованиям. Нужны были корабли с новыми энергетическими установками, позволявшими лодкам стать автономными и незаметными.
Первый американский подводный атомоход создавался в обстановке предельной секретности. И все же советской разведке удавалось получать данные о нем на всех этапах его создания. Для нейтрализации морской угрозы Советский Союз начал разработку и строительство своих атомных подводных лодок. В 1952 году И. В. Сталин подписал проект постановления «О проектировании и строительстве объекта 627» — так называли первую советскую атомную подлодку.
Создание любой подводной лодки, особенно первой в своем роде, всегда сопряжено с трудностями, рисками и смелыми решениями. Таким было и строительство объекта 627, первой атомной подводной лодки К-3, получившей название «Ленинский комсомол» и положившей начало атомному подводному флоту СССР. Это было не просто строительство сложнейшего инженерного сооружения. Это был грандиозный научно-технический эксперимент, определивший развитие отечественного кораблестроения на десятилетия вперед.
Сердцем любой лодки является ее энергетическая установка. В 1952 году, когда стартовали проектные работы над К-3, перед конструкторами стоял выбор из трех принципиально разных типов реакторов: графито-водный, с жидкометаллическим теплоносителем и водо-водяной. У каждого из них были свои преимущества и недостатки.
Графито-водные реакторы были хорошо изучены и применялись на первых советских АЭС, но обладали большими габаритами, что делало их установку на подводной лодке проблематичной. Реакторы с жидкометаллическим теплоносителем обещали высокую мощность и компактность, но их создание требовало решения сложных технологических задач. В итоге выбрали водо-водяной реактор. Хотя он уступал по некоторым параметрам двум другим, он был наиболее изучен и отработан на практике, что имело решающее значение в условиях сжатых сроков и ограниченных ресурсов.
Практически все узлы и агрегаты создавались впервые, и часто в ходе строительства и испытаний приходилось решать нестандартные задачи. Одним из самых серьезных испытаний стало создание компактного и надежного реактора, способного работать в условиях повышенной вибрации и качки. Не менее сложным было обеспечение защиты экипажа от радиации.
Создание К-3 было национальной задачей — на ее решение работало 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около 100 промышленных предприятий Советского Союза. Некоторых героев создания лодки упомянул в 2003 году в своих стихах Юрий Корнилович Баленко. Он служил на К-3 сразу после выпуска из Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского, когда лодка была на завершающем этапе строительства и государственных испытаний, а ныне он — капитан 1-го ранга в отставке, профессор, кандидат наук ВУНЦ ВМФ.
Сначала были: Александров,
Гладков, Буйницкий, Романцов
И Хлопкин, и скромняга Деленс,
Ну и, конечно, Лазуков…
…Пароход рос на глазах всего начальства
И тех, кто рядом с этим жил,
Кто и работал, и смеялся,
В поту и радости творил.
Да и в составе экипажа
Был не совсем плохой народ…
Там был мудрейший Осипенко,
Жильцов, Акулов, Рудаков,
И Тимофеев, и Горбенко,
Крючков, Михайлов, Романенко,
Дейкун, Баленко, Куликов.
Там были Мормуль, Студеникин,
Труханов, Бечик, Иванов,
Шурыгин Толя, Марков Витя,
Певцов-Амиго, Лодяков.
И много ярких адмиралов: Горшков и Котов, Иванов.
Их тоже Родина призвала
В явь превратить мечту из снов…
И пусть задумается кто-то,
Как нужно строить торжество!
Пусть почитают документы,
Пусть вспомнят наши имена
И пусть поймут, к каким моментам
Должна готовиться страна.
***
Лазуков Николай Андреевич.
Один из упомянутых в стихотворении ― мой дед, Лазуков Владимир Николаевич.
В 1946 году он поступил в Лабораторию №2 АН СССР старшим научным сотрудником, там же стал участником атомного проекта СССР и одним из разработчиков первых ядерных реакторов. Вместе с академиком А. П. Александровым работал над созданием атомных энергетических установок для флота. Преподавал практическую науку физических пусков реакторов для командного состава первой подводной лодки К-3 и атомного ледокола «ЛЕНИН». Осуществил первый пуск корабельной атомной энергетической установки на подводной лодке «Ленинский комсомол» (К-3). Доктор технических наук.
За выполнение важных государственных заданий вместе с академиком А. П. Александровым был удостоен звания лауреата Ленинской премии (1959), награжден орденом Ленина (1961).
***
Несмотря на все трудности, советским кораблестроителям удалось в кратчайшие сроки создать уникальный корабль, совершивший прорыв в развитии подводного флотостроения. «Ленинский комсомол» стал первой в мире атомной подлодкой, способной развивать под водой скорость более 30 узлов и находиться в автономном плавании несколько месяцев.
Опыт, полученный при создании и эксплуатации К-3, внес бесценный вклад в развитие отечественной атомной промышленности и кораблестроения. На базе «Ленинского комсомола» было построено несколько модификаций атомных подводных лодок, которые долгие годы составляли основу подводных сил СССР.
В настоящее время первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» является главным экспонатом нового Музея военно-морской славы кластера «Остров фортов» в Кронштадте.
Ирина Лазукова, Альтхаус