Теоретический аспект управления

 

От уровня организации процесса зависит эффективность работы производства/подразделения/компании в целом. Первое лицо, управленец, всегда берёт на себя ответственность за рентабельность бизнеса, за достойные зарплаты, социальные гарантии, наличие средств для инвестиций, лучшие на рынке технологии.

 

Основателем административной школы управления считают Анри Файоля, который на рубеже 19 и 20 веков был управляющим горнодобывающей компании Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. За несколько лет управления Файолю удалось из убыточного предприятия сделать процветающую компанию.

 

На основании своего опыта и разработок Фредерика Тейлора (американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии) успешный промышленник создал логически стройную теорию менеджмента. Он соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего, получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.

 

Управленцам хорошо известны 5 функций менеджмента:

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Координация

 

и 14 принципов управления, сформулированные Файолем:

Разделение труда

Полномочия и ответственность

Дисциплина

Единоначалие

Единство действий

Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим

Вознаграждение

Централизация

Иерархия

Порядок

Справедливость

Стабильность персонала

Инициатива

Корпоративный дух

 

Основные критерии оценки эффективности 

 

Личный опыт и анализ научных работ позволяют мне говорить о том, что многоступенчатые критериальные матрицы анализа, подразумевающие детальный технико-экономический анализ деятельности предприятия, которые так любят публиковать в научных журналах, серьезно оторваны от реальности. Они интересны, в большей степени, аспирантам, пишущим диссертации. Для управленца-практика актуальны два показателя: затраты и прибыль. Фактически эффективным будет то производство, которое, потратив минимум, получит максимум. Все остальное стоит оставить теоретикам – они отлично считают коэффициенты, которые, в конце концов, подтверждают формулу: минимум затрат = максимум прибыли (справедливости ради надо отметить, что использование различных формул и коэффициентов очень полезно для сравнения деятельности компаний в разных условиях хозяйствования – разные системы налогообложения, разные отрасли, проч.).

 

Эффективные компании: мировой опыт (США, Европа, Япония)

 

Fortune Global ежегодно формирует список из самых «дорогих» компаний мира. По сути – это топ тех предприятий, которые сумели организовать свое производство так, чтобы заработать денег в разы больше, чем конкуренты. Первые десять позиций в рейтинге прошлого года занимают:

 

  • Apple;
  • British American Tobacco;
  • Berkshire Hathaway;
  • Industrial & Commercial Bank of China;
  • Samsung Electronics;
  • China Construction Bank;
  • Verizon;
  • AT&T;
  • Agricultural Bank of China;
  • Bank of China.

 

Apple находится на вершине рейтинга, ее прибыли растут. Интересно, что в этом списке присутствуют три китайские компании. Вполне возможно, что по итогам текущего года ситуация изменится в связи с тем, что есть большая вероятность полноразмерной торговой войы между Китаем и США. Из российских компаний в рейтинг вошли Сбербанк (205 место) и Газпром (49 место).

 

Эффективность как ее понимают в России

 

Понятнее и правильнее всего определять эффективность показателем динамики роста прибыли. Можно говорить об отложенном росте, связанном с особенностями инвестиционного цикла, с этапом конкурентной борьбы, но в понятной перспективе рост должен быть и должен он быть выше, чем у конкурентов.

 

Россия в этой связи уже ничем не отличается от прочих субъектов мирового бизнеса, за исключением, разве что, удивительных случаев, когда собственники уже далеко не маленьких компаний всё ещё меряют свой успех количеством денег, приходящих на счёт. Плохо верится, но я действительно до сих пор ещё встречаю владельцев компаний с миллиардными рублёвыми оборотами, которые слышали красивые слова, вроде «EBITDA» или «Чистая прибыль», но им недосуг разобраться что же это такое – ведь «пока денег хватает».

 

Оценка эффективности управления, опыт структурного анализа

 

Методы оценки эффективности

 

Эффективное управление компанией складывается из идеально синхронизированных эффективностей управления главными процессами деятельности предприятия – финансы, закупки, производство, сбыт, персонал, маркетинг.

 

Критерии оценки эффективности отдельных функций всегда привязываются к единой цели предприятия. Всё очень просто – есть Главная цель, для её достижения определяются цели каждой функции; планируются во времени и в контрольных точках проверяются – получилось или нет.

 

Во время интересного пути их достижения важно коммуницировать с руководителями функций, руководителям между собой, а также участникам процесса, для синхронизации действий, важно периодически проверять – не надо ли что-то изменить в целеполагании или способах измерения.

 

Организационная структура предприятия, как базис эффективного управления 

 

Организационная структура – базис, самая важная составляющая успеха любой организации. Великий Ицхак Адизес (один из ведущих мировых экспертов в области повышения эффективности) отказывается помогать компаниям в изменении стратегии, изменении системы вознаграждений и прочих преобразованиях без завершения первого и базисного этапа – выстраивания правильной структуры.

 

Почему так?

 

Сначала нужно навести порядок. Четко определить кто чем занимается – текущим операционным управлением, развитием, контролем и т.д. Правильно расставленные по местам сотрудники смогут концентрироваться на выполнении своих обязанностей и не разрываться, например, между операционкой и развитием.

 

Бизнес-процессы в условиях российской действительности 

 

Уже не раз ощущал растерянность на грани бессилия, когда, пообщавшись с руководителями успешных иностранных компаний, видел насколько хорошо у них отлажены процессы. Это так замечательно – не тратить время на непрерывную борьбу с хаосом; когда нет необходимости постоянно побеждать трудности героическим ручным управлением. Конечно же, ежеминутная востребованность даёт ощущение важности своей роли для компании. Но даже визуально иностранные руководители выглядят думающими и благожелательно настроенными на обсуждения, а не задёрганными, не выспавшимися и постоянно злыми.

 

За чёткой организацией приходит результат и стабильный долговременный успех. Привычный рост российского рынка закончился, с ним закончился и период работы по принципу дворовой футбольной команды – куда мячик, туда и пацаны. Нужно грамотно расставлять игроков на поле и отыгрывать разработанные стратегии.

 

Пути повышения эффективности управления в условиях РФ 

 

Улучшение набора, отбора и переподготовки кадров

 

Кадровый голод испытывают все. Ни разу ещё не встречал владельца, топового руководителя, который не назвал бы наиважнейшей проблемой – отсутствие хороших сотрудников. Поиск, порой, длится месяцами. Проблема как в самих кандидатах, научившихся писать до такой степени красивые резюме, что попытки пробраться через пену фраз до правды, занимают неприятно много времени, так и сами работодатели, порой легко раскидывающиеся непростыми в управлении, но сильными достигаторами.

 

Лучше всего решать проблему поиска персонала с другой стороны – создавая «кадровый резерв». Я видел много «резервов» для галочки. Вроде он есть, все вензелёчки присутствуют, но реальных, полноценных вторых номеров, когда нужно, не оказывается. Эффективно работающая программа Кадрового резерва позволяет не бегать по рынку за дорогими и своенравными кандидатами, а спокойно набирать практикантов и стажёров, растить их в нужной среде, готовить к последующим назначениям.

 

Формирование социального пакета

 

Социальный пакет является очень мощным мотиватором. Просто большой зарплаты уже недостаточно, а, порой и не нужно. Страховка, возможность медицинского обслуживания, помощь в оплате обучения, кофе, вода и обеды – удерживают людей от поиска лучшей жизни, дают возможность концентрироваться на выполнении своей работы.

 

Формирование социальных условий

 

Корпоративная культура. Дух достижений. Пьянящий воздух успеха. Желание сделать лучше. Желание помочь коллеге сделать лучше. Это не быстро, это не очень легко, но вполне достижимо. А когда получается, то такую команду уже сложно переиграть.

 

Оптимизация затрат 

 

Каждому руководителю, при прочтении отчета, приходит в голову мысль о том, как сократить расходы. При этом нельзя путать экономию и скопидомство. Нельзя, чтобы желание экономить ухудшало качество работы. Да, можно заставить печатать на двух сторонах листка и сократить закуп бумаги. Но намного лучший результат можно получить, переведя часть документооборота в электронный режим.