Амнистия на дробление: благо или очередное усиление контроля?
Подписаться на новые материалыДробление бизнеса - знакомая многим предпринимателям схема снижения налогов в бизнесе. Более 650 судебных решений за последние пять лет по спорам о дроблении бизнеса свидетельствуют о том, что предприниматели используют эту схему построения бизнеса достаточно часто.
Основная цель «дробления» - налоговая экономия за счет применения специальных налоговых режимов и льгот при распределении бизнеса между несколькими компаниями и (или) ИП. Формально схема работает просто: нужно всего лишь зарегистрировать новые компании / ИП и перевести на них активы, сотрудников и контракты в пределах лимитов для применения налоговых режимов и льгот. Результат – льготы применяются, налоговая нагрузка на бизнес сокращается. Однако по факту такая схема работы – незаконна.
До недавнего времени законодатель не стремился формализовать понятие «дробление бизнеса». Споры о применении такой схемы построения бизнеса складывались понятийно – из решений судебных инстанций и разъяснений налоговых органов. При этом зачастую в судебных делах по вопросам дробления решение принималось не в пользу налогоплательщиков: например, если компании Группы не вели деятельность самостоятельно (были подконтрольны какому-либо «центру принятия решений»), компании использовали общие ресурсы для ведения схожего или одного и того же вида деятельности, деятельность Группы представляет единый производственный процесс и иные признаки «единого» бизнеса (например, в решениях по Делам № А12-32927/2022, № А53-9675/2023, № А76-18734/2023, № А71-14932/2022).
В июле же текущего года Президент России подписал Федеральный закон № 176-ФЗ от 12.07.2024. Поэтому теперь «разделение единого бизнеса несколькими лицами с единым центром управления исключительно с целью налоговой экономии» - не просто понятийное толкование «дробления» из судебной практики или писем налоговых органов, а формализованное и законно установленное понятие.
В новом законе предпринимателям, которые на момент принятия закона (в частности, с 2022 г. и далее) выстраивали свой бизнес через схему дробления, предлагается воспользоваться, так называемой, «амнистией».
Если коротко, то смысл амнистии в следующем: предприниматель добровольно отказывается от использования схемы дробления бизнеса, раскрывает применение такой схемы налоговому органу и освобождается от налоговых доначислений, штрафов и пеней за 2022, 2023 и 2024 годы. При этом амнистия будет действовать, если:
- по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) за 2025 - 2026 гг. налоговые органы не выявят в бизнесе схемы дробления. В таком случае обязанность по уплате налогов, штрафов и пеней за дробление в 2022, 2023 и 2024 годах прекращается с даты, когда решение по ВНП в 2025 – 2026 гг. вступает в силу.
- ВНП за 2025 - 2026 гг. не назначена. Тогда обязанность по уплате налогов, штрафов и пеней за дробление в 2022, 2023 и 2024 прекращает действие с 01.01.2030 г.
При этом такая амнистия будет действовать только в отношении решений по налоговым проверкам, вступившим в силу с 12.07.2024 (если решение по ВНП принято ранее, то воспользоваться амнистией не получится).
Если предприниматели с 2025 г. принимают решение продолжить «испытывать фортуну» и применять дробление, для них будет действовать «частичная амнистия». Если такие предприниматели откажутся от дробления за 2024 г. (подадут уточненную налоговую отчетность и доплатят налоги «по полной» до даты вступления в силу решения по ВНП за 2025 – 2026 гг.), то они смогут освободиться от уплаты налогов, штрафов и пеней за 2022 – 2023 гг. При этом надо быть готовыми предоставить по запросу налоговых контролеров документы, которыми можно подтвердить добровольный отказ от дробления в 2024 г.
Вопрос о необходимости фактической реорганизации бизнеса при отказе от дробления на текущий момент в законе не урегулирован. Как нам видится, проводить реорганизацию Группы компаний в этом случае не обязательно: достаточно будет уплатить каждой компанией Группы налоги, как если бы они применяли основную систему налогообложения. Однако контролирующие органы по этому вопросу свою позицию ещё не разъяснили, поэтому не исключаем, что бизнесу предложат проводить объединение вокруг одного лица (например, чтобы в будущем избежать применения дробления).
А вот вопрос о том, вокруг какой компании должна осуществляться консолидация бизнеса и в какой субъект РФ должны быть уплачены налоги по общим ставкам (если бизнес Группы распределен между несколькими регионами) пока открыт. В этой части также будем следить за появлением новых разъяснений Минфина и/или ФНС, и держать Вас в курсе событий.
Казалось бы, поправки в законе – сплошные «поблажки» для бизнеса. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Поэтому обратим Ваше внимание на то, что новый закон содержит некие «подводные» камни, которые обязательно нужно учесть, применяя «амнистию» на дробление.
- Во-первых, абсолютно точно усилится контроль налоговых проверяющих за дроблением. Например, если начнется налоговая проверка – могут доначислить налоги и по «частичным» эпизодам дробления (т.е. выявить дополнительные эпизоды налоговой оптимизации и доначислить налоги в этой части).
- Во-вторых, при сохранении дробления в 2025 – 2026 гг. (если такой факт установлен по результатам ВНП), налоги и санкции за 2022 – 2024 гг. заплатить все-таки придется. Тогда решение по ВНП 2022 – 2024 гг. вступает в силу со дня принятия решения по результатам ВНП 2025 – 2026 гг. И оцениваться налоговая нагрузка на бизнес будет по самым консервативным сценариям (в т.ч. с повышенными штрафами 40%).
- И, в-третьих, самое главное, на наш взгляд, уточнение в законе не в пользу бизнеса - налоговые контролеры теперь будут определять иную группу лиц, которые продолжат использовать дробление после применения подконтрольными им лицами амнистии. Иначе говоря, если такие иные лица сохраняют контроль (в т.ч. неформальный) за теми, кто амнистией на дробление воспользовался – этой иной группе лиц и придется платить дополнительные налоги и санкции.
Формально – воспользоваться амнистией на дробление достаточно просто. Достаточно соблюсти все условиям, о которых мы писали выше. Но если принимать решение о применении амнистии – нужно учесть все те нюансы, которые содержит новый закон, чтобы группе компаний не пришлось платить существенные налоговые санкции.
Насколько успешно будет функционировать такой механизм на практике? Все зависит от специфики бизнеса, его масштабов и «изобретательности» управленцев. Первые результаты апробирования «амнистии» должны появиться сразу после января 2026 г. Будем вместе с Вами на волне последних событий!
Если Вам нужно оценить налоговый эффект при использовании амнистии на дробление в 2025 – 2026 гг., подготовить защитную позицию на вопросы налоговых органов, провести оценку налоговых рисков по дроблению и (или) налоговой функции компании – ждем Вам в рядах Клиентов Альтхаус. Желаем Вам успехов во всех бизнес - начинаниях!